Новый вторник,
22 октября 2019 г.
Сага про ОСАГО
588 просмотров
15 октября Госдума намеревалась рассмотреть законопроект о либерализации ОСАГО, разработчиком которого выступил Минфин России. Однако, как сообщил журналистам накануне, 14 октября, первый вице-спикер ГД Александр Жуков, нижняя палата парламента пока не будет рассматривать правительственный законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО. Возможно, Совет Думы прислушался к прозвучавшей ранее в СМИ критике документа. Но обо всем по порядку.
По оценке экспертов, персонализация тарифов на автострахование, которая будет введена в рамках либерализации ОСАГО, приведет к увеличению стоимости полисов ОСАГО в стране в два с лишним раза. Тем не менее инициатор реформы - Минфин - не устает повторять, что предложенные им новшества сулят владельцам машин чуть ли не райскую жизнь. Зато многие автолюбители, в том числе корреспондент «МН», мягко говоря, засомневались в этих обещаниях и на то у них есть все основания.
Реформа ради проформы
Услышав в новостях, что в Министерстве финансов РФ «спрогнозировали снижение тарифов после реформы ОСАГО», я, закаленный в привычных конфликтах на дорогах, тут же смекнул: опять грабить будут! И в этой моей заматеревшей тревоге было сразу несколько немаловажных составляющих.
Во-первых, жизнь научила, что в обозримом историческом периоде все затеваемые чиновниками «реформы» каким-то странным образом преобразуются в вялотекущий перманентный «пшик».
Во-вторых, россияне давно привыкли к тому, что если кто-либо властный предсказывает «снижение тарифов» и при этом даже гарантированно обещает «лечь на рельсы», то цены «на все» обязательно подскакивают, но на рельсы почему-то никто не ложится.
В-третьих, вполне официально признано, что коррупция во всех сферах общества зашкаливает, а призывающие нещадно бороться с ней тут же деликатно уточняют: коррупция, дескать, непобедима. И намек этот понятен: зачем тогда силы тратить?
Полис ОСАГО - всему голова?
Когда ОСАГО еще не превратилось в бесконечную сагу о ненасытном отъеме денег у автовладельцев, устроители этой хитроумной схемы нам клятвенно живописали: жизнь человека за рулем превратится в сказку! Обменялись в случае ДТП визитными карточками и - разъезжайтесь на здоровье! А денежки на ремонт - вот они! Только блюдечко с каемочкой подставляй...
Сегодня приходится констатировать: ничего, собственно, оригинального в задумке не было. Ушлые наши «умельцы в любых сферах» просто скопировали вид страхования ответственности, возникший в США еще в начале ХХ века, естественно, с поправкой на сегодняшние российские реалии. И получилось то, что получилось, - монстр!
Разработка российского «клона» продолжалась около десяти лет. Сам Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят в 2002 году. Как водится, «в целях защиты прав граждан». Однако введение закона в действие было на год отложено в связи с постоянно возникающими серьезными разногласиями (среди «причастных») по поводу чрезвычайно заманчивой и аппетитной его части - тарифов. В итоге государство попросту отдало все приоритеты определенной «инициативной» группе лиц, не оставляя законопослушным гражданам альтернативы и вынуждая этих самых граждан в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке общаться именно с этой нахрапистой группой. При этом все прекрасно понимают, что это просто одна группа (если хотите, - группировка) «классово близких» временно взяла верх над другой, такой же хищной. Потом местами они обязательно поменяются.
Понятно, что в реальной повседневности началось банальное вымогательство и неприкрытый грабеж. И вот уже почти двадцать лет российские правозащитники безуспешно доказывают, что принятый закон существенно ограничивает основные принципы гражданского права, а именно свободу договора и собственности.
Вы никогда не задумывались, почему у автолюбителя нет права (хотя бы теоретического) выбора между ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ страхованием автогражданской ответственности и страхованием точно такой же ответственности, но только ДОБРОВОЛЬНОЙ?
Нам строго, но снисходительно объясняют: по ОСАГО страхуется ответственность, а, скажем, по КАСКО - сама машина. И что? Трудно, что ли, и по КАСКО начать страховать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Конкуренция - это ведь хорошо.
«Нельзя!» - совсем уже гневно говорят нам и приводят убийственный «аргумент»: правила ОСАГО разработаны и утверждены правительством РФ и едины для всех страховых, а правила КАСКО для каждой компании свои.
Предполагается, что после такого «убедительного» объяснения законопослушный гражданин обязан утереться. Но ведь в душе у него все равно гнездится уверенность: хрен редьки не слаще!
Что сулит Минфин, прельщая...
Минфин сулит, конечно, очередные молочные реки и кисельные берега. Я не только сохранил в компьютере, но и тщательно переписал в журналистский блокнот эти заманчивые «прогнозы снижения тарифов после реформы ОСАГО» и уверенно утверждаю: прогнозы далеко не очевидные!
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев в интервью журналистам уверенно заявляет: цена полиса ОСАГО после перехода на новую систему расчета тарифов может снизиться в 3-4 раза! Плохо ли?! Но чиновник скороговоркой детализирует: снизится... для аккуратных водителей.
Возможно, мы поразному видим образ «аккуратного водителя». В Минфине он представляется таким: «Тот, кто соблюдает правила дорожного движения, не создает угрозы для других участников движения и не попадает в аварии. Например, для человека моложе 50 лет, который живет в Центральной России, имеет водительский стаж 30 лет, ни разу не попадал в ДТП, при условии, что на его машине установлен тахограф, цена полиса ОСАГО может быть около 2,5 тысячи рублей».
В этом месте я вслед за классиком хочу воскликнуть: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека»... из Центральной России.
Еще я попытался выяснить отношение рядовых российских автолюбителей к радужному «прогнозу Минфина». Если отсечь все матерные слова, то суть комментариев такова: «Это неприкрытый «развод лохов», ибо ездить по той же Москве и ничего не нарушать практически невозможно. Значит, будут штрафы и оформлять ОСАГО примутся по максимальной цене. А все эти «если» - если не нарушать, если быть беленьким и пушистым и т.д. и т.п. - от лукавого...» И с этим выводом я полностью согласен: лицемерное лукавство прочно обосновалось в нашей жизни.
NB!
По расчетам Российского союза автостраховщиков, самый дорогой полис ОСАГО обойдется автовладельцам в среднем в 15-16 тысяч рублей. Похоже, на эту сумму и следует ориентироваться всем российским автолюбителям. Интересно, не эти ли моменты заставили Совет Думы отложить рассмотрение правительственного законопроекта? Узнаем совсем скоро - «НВ» следит за развитием событий.
Валерий ВОЛОДЧЕНКО
Вся пресса за 22 октября 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 30 мая 2025 г.
Обращений в Службу финуполномоченного по ОСАГО в I квартале стало больше на 20%

|
|
Известия онлайн, 30 мая 2025 г.
Аналитики назвали самые популярные вещи для страхования

|
|
kazanfirst.ru, 30 мая 2025 г.
Агрострахование на подъеме: как климатические риски меняют сельское хозяйство России и Татарстана

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
GFIA призывает IAIS решить проблему растущего глобального разрыва в пенсионной защите

|
|
Тульская служба новостей, 30 мая 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить тулячке полное возмещение за ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Брокерам пора изменить мышление: как бороться с угрозой недострахования на мягком рынке

|
|
Омск-Информ, 30 мая 2025 г.
Наибольшее число ДТП с туристами из Омска фиксируют страховщики

|
|
ТАСС, 30 мая 2025 г.
Две страховые фирмы стали соответчиками по спору о компенсации ущерба от крушения танкеров

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
MGA: между инновацией и выживанием — что ждет управляющих агентов на меняющемся страховом рынке

|
|
МК в Новосибирске, 30 мая 2025 г.
В Новосибирске взяли банду организаторов фиктивных ДТП

|
|
Forbes, 30 мая 2025 г.
Оплачивать лечение исключительно в частных клиниках могут только 3,7% россиян

|
|
korins.ru, 30 мая 2025 г.
НСИС назвал 4 страховщиков-лидеров по использованию данных из АИС страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Испанские страховщики предприняли «ограниченные» действия по ценообразованию в связи с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 мая 2025 г.
Parametrix запускает страховку от продолжительных сбоев систем

|
|
РБК (RBC.ru), 30 мая 2025 г.
Карельским рыбоводам хотят помочь со страхованием на федеральном уровне

|
|
мвд.рф, 30 мая 2025 г.
В МВД Северной Осетии возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования

|
|
Fishnews.ru, Владивосток, 30 мая 2025 г.
Сенаторы видят новые возможности для поддержки рыбоводов

|
 Остальные материалы за 30 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|